Субъект РФ, расположена в центре европ. части России, входит в состав Центр. федерального округа. Граничит на севере с Владимирской областью, на северо-востоке - с Нижегородской областью, на востоке - с Республикой Мордовия, на юго-востоке - с Пензенской областью, на юге - с Тамбовской и Липецкой областями, на западе - с Тульской областью, на северо-западе - с Московской областью. Площадь - 39,6 тыс. кв. км. Население - 1 108 847 чел. (2020), ок. 95% населения - русские. Адм. центр - Рязань (до 1778 Переяславль-Рязанский). Р. о. включает 25 районов, 4 городских округа, 12 городов, 21 поселок, 232 села.
Древнейшие памятники деятельности человека на территории Р. о. относятся к позднему палеолиту, в т. ч. Польное Ялтуново (Шацкий р-н; ок. 30-33 тыс. лет назад), Шатрище (Спасский р-н; с радиоуглеродной датой 14360+/-150). Мезолит (IX - 1-я пол. VI тыс. до Р. Х.) представлен памятниками типа нижнего слоя стоянки Исток 1 (Клепиковский р-н), бутовской культуры, иеневской культуры, типа Пургасово 3 (бассейн р. Цны и Мещёра), культинской культуры (Примокшанье). К раннему неолиту относится верхневолжская культура, к развитому и позднему - рязанская культура (часть культурно-исторической общности ямочно-гребенчатой керамики), к позднему неолиту и энеолиту - волосовская культура. Бронзовый век (со II тыс. до Р. Х.) представлен шагарской культурой, фатьяновской культурой, срубной культурой, поздняковской культурой, балановской культурой, абашевской культурой, культурой сетчатой керамики; ранний железный век - среднеокским вариантом городецкой культуры.
Ок. рубежа I и II вв. по Р. Х. в регионе появились носители традиций андреевско-писеральской культуры, на основе которых формировалась культура «рязано-окских могильников». Ок. сер. VII в. она погибла (захоронение знатного степняка-воина, вероятно одного из участников этих событий, было найдено у совр. дер. Арцыбашево Милославского р-на), часть ее носителей участвовала в формировании мордвы в Н. Примокшанье, другая - сохранялась в Озёрной Мещёре, часть слилась со славянами, расселявшимися в регионе с X в. (близки роменско-боршевской культуре). Значительную часть территории Р. о. занимали вятичи, покорение к-рых князьями Руси продолжалось до XII в.
Во 2-й пол. XI в. большая часть региона входила в Черниговское княжество, со 2-й пол. 90-х гг. XI в.- в Муромское княжество, в 1129-1521 гг.- в Рязанское княжество, столица к-рого первоначально размещалась в Рязани (ныне городище Ст. Рязань близ одноименного села Спасского р-на). Рязанский стол закрепился за потомками одного из сыновей черниговского (1123-1127) и муромо-рязанского (1097-1123, 1127-1129) кн. Ярослава (Панкратия) Святославича - Ростислава Ярославича († после 1153), к-рый активно боролся за политическую автономию и целостность Рязанского княжества против притязаний владимирских князей. В кон. XII в. начался процесс дробления Рязанского княжества на ряд временных княжений (Коломенское, Пронское и др.), во главе к-рых стояли внуки и правнуки кн. Ростислава Ярославича. В дек. 1237 - нач. янв. 1238 г. Рязанское княжество первым подверглось разорению во время монг. нашествия на Русь, в сражениях с противником погибли почти все местные князья (в т. ч. Олег Игоревич Красный). Оставшийся в живых вел. кн. св. Олег Ингваревич (1238-1258) объединил все княжения и попытался восстановить Рязань. В 1257 г. монголы провели «число» и обложили данью население княжества. Вероятно, в сер.- 2-й пол. XIII в. из муромо-рязанских земель выделилось княжество с центром в Городце-Мещёрском (ныне Касимов), земли которого не позднее 1327 г. были куплены московскими князьями. Осенью 1300 г., воспользовавшись внутренними усобицами в Рязанском княжестве, московский кн. св. Даниил Александрович совершил поход против рязанского кн. Константина (Ярославича?). Несмотря на поддержку ордынского отряда, из-за предательства своих бояр кн. Константин был разбит и попал в московский плен; Московскому княжеству отошла Коломна. Между 1325 и 1327 гг. вел. кн. Рязанский и князь ростиславльский Иоанн Ярославич размежевал границу и заключил мирный договор с московским кн. Иоанном I Даниловичем Калитой, в 1327 г. кн. Иоанн Ярославич был вызван в Орду и казнен. В 1-й пол. XIV в. оформилось Пронское княжество. Между 1350 и нач. 1353 г. вел. кн. Рязанский Иоанн Александрович заключил новый договор о границах с вел. кн. Владимирским Симеоном Иоанновичем Гордым. В сер. XIV в. столица Рязанского княжества окончательно переместилась в Переяславль-Рязанский (ныне Рязань).
Новый подъем Рязанского княжества связан с именем вел. кн. Рязанского Олега (Иакова) Иоанновича (не позднее июня 1353-1402, с краткими перерывами). Его преемники в основном находились под влиянием и в русле политики великих князей Московских. К 1434 г. вел. кн. Рязанскому Иоанну Феодоровичу удалось подчинить своей власти Пронское княжество. С разрешения вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного в сер. XV в. на территориях северо-востока и востока Р. о. возникло своеобразное татар. образование - Касимовское царство (Касимовское ханство, Мещерский юрт), формально концом его существования считается 1681-й год. Юго-вост. часть совр. Р. о. была малоосвоенным регионом до XVI в.
В 1520 г. последний вел. кн. Рязанский Иоанн Иоаннович был вызван в Москву и посажен вместе со свитой под домашний арест по приказу вел. кн. Московского Василия III Иоанновича. В Переяславль-Рязанский направили московского наместника окольничего И. В. Хабара Симского. Во время набега крымского хана Мехмет-Гирея I на Русское гос-во в 1521 г. Иоанну Иоанновичу вместе с нек-рыми приближенными удалось бежать. Иоанн Иоаннович отправился в Рязанское княжество, но, не найдя там поддержки, уехал в Литовское великое княжество (ВКЛ). После этого Рязанское княжество окончательно вошло в состав Русского гос-ва. В сер. XVI в. началось активное освоение юго-востока региона, опорным пунктом к-рого стал основанный в 1553 г. Шацкий город (ныне Шацк). Служилые люди местных уездных корпораций (Переяславля-Рязанского, Пронска, Шацкого города) приняли активное участие в событиях Смутного времени.
В 1708-1778 гг. территория Р. о. входила в Московскую губ. (с 1719 - в ее Переяславль-Рязанскую пров.) и Азовскую (с 1725 Воронежскую) губ. (с 1719 - в ее Елецкую, Тамбовскую и Шацкую провинции). В 1778-1929 гг. большая часть совр. Р. о. входила в Рязанскую губ., а ее восточные и юго-вост. земли в 1779-1923 гг.- в Тамбовскую губ. (до 1796 Тамбовское наместничество).
Рязанская губ. была образована указом имп. Екатерины II Алексеевны от 28 февр. 1778 г. с центром в Переяславле-Рязанском, в том же году переименованном в Рязань. В состав губернии были включены Переяславль-Рязанская пров. и небольшие территории других провинций Московской губ., части Елецкой, Тамбовской и Шацкой провинций Воронежской губ. Указом имп. Екатерины II от 24 авг. 1778 г. губерния была преобразована в Рязанское наместничество, которое делилось на 12 уездов: Данковский, Егорьевский, Елатомский, Зарайский, Касимовский, Михайловский, Пронский, Ряжский, Рязанский, Сапожковский, Скопинский, Спасский. Указами имп. Екатерины II от 16 сент. 1779 г. Елатомский у. передан Тамбовскому наместничеству, в Рязанском наместничестве образован Раненбургский у. Указом имп. Павла I Петровича от 12 дек. 1796 г. Рязанское наместничество переименовано в Рязанскую губ., упразднены Данковский, Егорьевский и Спасский уезды (восстановлены 24 апр. 1802). В 1819-1827 гг. Рязанская губ. вместе с Воронежской, Орловской, Тамбовской и Тульской губерниями входила в генерал-губернаторство под упр. А. Д. Балашова.
Основным занятием населения было земледелие (среди культур - рожь, овес, ячмень, горох, гречиха, а также пшеница и картофель). В Скопинском и Зарайском уездах развивалось огородничество, на юге губернии - бахчеводство. С кон. XIX в. увеличивались посадки табака (в 1896 его сбор составил свыше 294,8 т). Промышленный характер носило садоводство (выращивали яблони, груши, вишни, из ягодных растений - крыжовник, смородину и малину). В Егорьевском и Касимовском уездах развивалось хмелеводство. Животноводство было представлено разведением овец, крупного рогатого скота, свиней и лошадей (к кон. XIX в. в губернии действовало 59 конных заводов, из них 19 - в Раненбургском у.). В лесных районах Касимовского, Егорьевского и Спасского уездов население занималось бортничеством. Крупнейшими центрами промышленного производства являлись Егорьевск, Касимов, Рязань, Зарайск и Скопин. В городах развивалось ремесло, в т. ч. кружевоплетение (Рязань, Скопин и Михайлов с их пригородными слободами), кузнечное производство (прежде всего в Касимове), скопинская керамика и др. Сезонный характер имело отходничество (в нач. XX в.- ок. 400 тыс. чел.).
Во 2-й пол. XIX в. открыто движение по железнодорожным линиям: Коломна - Рязань (1864), Рязань - Козлов (1866), Ряжск - Моршанск (1867), Луховицы - Зарайск, Скопин - Ряжск (обе 1870), Павелец - Скопин (1872), Вязьма - Павелец (1874), Кензино - Ухолово (1876), Астапово - Лебедянь, Данков - Раненбург, Богоявленск - Раненбург (все 1890), Рязань - Сасово (1893), Троекурово - Астапово, Раненбург - Павелец (обе 1898), Данков - Смоленск (1899), Павелец - Бирюлёво (1900), в 1901 г.- по узкоколейной «Мещёрской магистрали» (Рязань - Владимир; последний участок ликвидирован в 2011).
Советская власть на территории Рязанской губ. была установлена в дек. 1917 - янв. 1918 г. В 1918-1920 гг. в губернии прошел ряд антисоветских выступлений. В июле 1919 г. образован Спас-Клепиковский р-н (постановлением ВЦИК от 5 янв. 1921 преобразован в уезд). 27 авг. 1919 г. в ходе рейда войск ген.-майора К. К. Мамонтова частями 4-го Донского конного корпуса Вооруженных сил Юга России был занят Раненбург (возвращен под контроль частей РККА в сент. 1919).
В 1920 г. статус города получили Спас-Клепики (утвержден декретом ВЦИК в 1926), в 1926 г.- Сасово. Постановлениями Президиума ВЦИК Егорьевский у. передан Московской губ. (4 мая 1922), Рязанской губ. переданы Елатомский и Шацкий (за исключением 3 волостей) уезды из Тамбовской губ. (4 янв. 1923). Декретом ВЦИК от 20 февр. 1924 г. упразднены Данковский, Елатомский, Михайловский, Пронский, Сапожковский и Спас-Клепиковский уезды, декретом ВЦИК от 15 мая 1925 г. центр Шацкого у. перенесен в г. Сасово. В результате Рязанская губ. стала делиться на 8 уездов: Зарайский, Касимовский, Раненбургский, Ряжский, Рязанский, Сасовский, Скопинский и Спасский. Постановлением Президиума ВЦИК от 16 июля 1928 г. Раненбургский у. (за исключением Александро-Невской вол., вошедшей в Ряжский у.) был передан Козловскому окр. Центральночернозёмной обл. (эти земли оставались в составе области до июня 1934, при ее разделении оказались в Воронежской обл., куда входили до 1937). Постановлением Президиума ВЦИК от 14 янв. 1929 г. Рязанская губ. упразднялась, ее территория присоединилась к Московской обл.
Р. о. с центром в Рязани была образована Постановлением ЦИК СССР от 26 сент. 1937 г. в результате разделения Московской обл. В состав области вошли 52 района, в т. ч. 39 районов из Московской обл. (Бельковский, Большекоровинский, Горловский, Елатомский, Ерахтурский, Ермишинский, Желтухинский, Захаровский, Ижевский, Каверинский, Кадомский, Касимовский, Клепиковский, Кораблинский, Милославский, Михайловский, Можарский, Муравлянский, Новодеревенский, Пителинский, Пронский, Путятинский, Рыбновский, Ряжский, Рязанский, Сапожковский, Сараевский, Сасовский, Скопинский, Спасский, Старожиловский, Тумский, Ухоловский, Чапаевский, Чернавский, Чучковский, Шацкий, Шелуховский, Шиловский) и 13 районов из Воронежской обл. (Варейкисовский, Воскресенский, Данковский, Добровский, Ламский, Лебедянский, Лев-Толстовский, Октябрьский, Раненбургский, Сосновский, Староюрьевский, Троекуровский, Трубетчинский). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февр. 1939 г. в Тамбовскую обл. были переданы Ламский, Первомайский (бывш. Варейкисовский), Сосновский и Староюрьевский районы. В том же году из Рязанского р-на был выделен Солотчинский р-н.
В 1942 г., во время Великой Отечественной войны, для организации бесперебойного снабжения Москвы углем из Р. о. Московской обл. были переданы Горловский, Михайловский, Скопинский и Чапаевский районы (возвращены Рязанской обл. в 1946). В 1944 г. образованы Букринский, Колыбельский, Конобеевский, Мервинский и Семионовский районы. В 1946 г., вместе с возвращением районов из Московской обл. в Рязанскую, Р. о. был передан Октябрьский р-н, в связи с чем во избежание дублирования названий Октябрьский р-н с центром в с. Берёзовка был переименован в Берёзовский. В 1948 г. в связи с переименованием г. Раненбурга в Чаплыгин (в честь механика и математика, академика АН СССР С. А. Чаплыгина) Раненбургский р-н был переименован в Чаплыгинский. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 янв. 1954 г. в новообразованную Липецкую обл. из Р. о. было передано 10 районов (Берёзовский, Воскресенский, Данковский, Добровский, Колыбельский, Лебедянский, Лев-Толстовский, Троекуровский, Трубетчинский и Чаплыгинский).
В 50-х гг. XX в. в рамках политики по укрупнению районов были упразднены Большекоровинский, Букринский, Желтухинский, Конобеевский, Мервинский, Муравлянский, Октябрьский, Семионовский и Шелуховский районы (1956), Каверинский (1958), Бельковский, Горловский, Можарский, Чапаевский, Чернавский и Солотчинский районы (1959). В результате Р. о. стала делиться на 29 районов. В 1961 г. городом стало Рыбное (рабочий поселок с 1943). В том же году от железнодорожной линии Москва - Рязань - Рузаевка - Куйбышев (ныне Самара) построена ветка к Касимову.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 февр. 1963 г. вместо 29 районов в Р. о. были образованы 12 сельских (Кадомский, Касимовский, Михайловский, Ряжский, Рязанский, Сараевский, Сасовский, Скопинский, Спасский, Старожиловский, Шацкий, Шиловский) и 5 промышленных (Кораблинский, Михайловский, Сасовский, Скопинский, Спасский) районов. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1964 г. образованы Клепиковский и Ухоловский сельские районы. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 янв. 1965 г. промышленные районы упразднялись, 14 сельских районов преобразовывались в обычные районы, дополнительно были созданы еще 8 районов (Ермишинский, Захаровский, Кораблинский, Милославский, Пителинский, Рыбновский, Сапожковский, Чучковский). В том же году статус города получило Кораблино (рабочий поселок с 1958). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 нояб. 1965 г. образованы Новодеревенский (с 2012 Александро-Невский) и Пронский районы. 23 марта 1977 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР за счет разукрупнения соседних районов был образован Путятинский р-н, Р. о. стала делиться на 25 районов. В 1981 г. статус города получил Новомичуринск (рабочий поселок с 1970).
К нояб. 2020 г. в Р. о. действовали 492 зарегистрированные религ. орг-ции (в 2005 - 348, в 2010 - 406, в дек. 2019 - 496 религ. орг-ций), из к-рых 452 входили в Рязанскую митрополию РПЦ (состоит из Касимовской и Сасовской, Рязанской и Михайловской, Скопинской и Шацкой епархий). В Р. о. действуют 3 общины старообрядцев, 1 община Армянской апостольской Церкви, 1 - Римско-католической Церкви, 11 - евангельских христиан-баптистов (см. Баптисты), 7 - христиан веры евангельской (пятидесятников), 4 - адвентистов седьмого дня, 1 - Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов), 3 иудаистские, 9 мусульм. общин.
Большинство верующих в Р. о.- православные, принадлежат к РПЦ (историю Православия на территории Р. о. см. в статьях Рязанская и Михайловская епархия, Касимовская и Сасовская епархия, Скопинская и Шацкая епархия).
Старообрядчество на Рязанской земле появилось в сер. XVII в., сразу же после богослужебной реформы. Сторонником реформы был Рязанский еп. сщмч. Мисаил, весной 1654 г. он принимал участие в Соборе, утвердившем ряд богослужебных нововведений. Распространение старообрядчества на Рязанщине усилилось при митр. Иларионе, к-рого старообрядческие учители (протопоп Аввакум Петров, диак. Федор Иванов, Авраамий (Афанасий)) называли главным противником старообрядцев. При преемниках митр. Илариона Рязанская епархия стала местом ссылки ревнителей «старой веры». Основным местом заключения были рязанские мон-ри. При Иоанна Богослова, апостола, мужском монастыре для заключения староверов была устроена земляная яма, находившаяся в километре от мон-ря. В тюрьму Солотчинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в 1685 г. был помещен участник московского стрелецкого бунта чернец Сергий (Крашенинников), автор 1-й стрелецкой челобитной и друг Н. К. Добрынина (Пустосвята). 18 марта 1690 г. в ту же монастырскую тюрьму из Москвы были сосланы 9 ревнителей «старой веры» (содержать их должен был не только Солотчинский мон-рь, но и др. мон-ри епархии).
В нач. XVIII в., по офиц. данным, в пределах Рязанской епархии жили 530 старообрядцев (104 чел.- в Рязанском у., 394 чел.- в Муромском у., 5 чел.- в Касимовском у., 4 чел.- в Шацком у., 15 чел.- в Пронском у., 8 чел.- в Скопинском у.). Несомненно, число старообрядцев было значительно больше, как показывают более поздние данные. (На Рязанщине и в прилегающей части Подмосковья последователей старой веры называли «колганниками» (от «колган» - чашка), потому что они использовали только свою посуду.) К нач. XIX в. в Рязанской губ. старообрядцы отмечены в Рязанском, Егорьевском, Зарайском, Пронском, Касимовском, Сапожковском и Спасском уездах. В донесении рязанского гражданского губернатора министру внутренних дел гр. В. П. Кочубею от 18 окт. 1822 г. приведены сведения о количестве моленных старообрядцев (в основном беспоповцев) в губернии: в Зарайске имелась моленная без священника, в Пронском у. были 4 беспоповские моленные (в Подгорной и Архангельской слободах в Пронске, в с. Семенск и в дер. Ласково), моленная беспоповцев действовала в Скопине, в Егорьевске имелась часовня (с 1808), в Егорьевском у. действовало 11 моленных, в с. Покровском Данковского у. существовала моленная беспоповцев.
В правление имп. Николая I Павловича началось планомерное наступление на старообрядческие общины, вследствие чего появились статистические данные о числе старообрядцев. В 1826 г. в Рязанской губ. значилось 6777 старообрядцев (губерния занимала 34-е место в России по численности староверов), в следующем году - 9827 старообрядцев (24-е место в России), из них 4942 чел.- в Рязанском и Егорьевском уездах. Из отчетов земских исправников за 1827 г. известно, что в Рязани с 1800 г. имелась моленная, располагавшаяся в доме ямщика Л. Троицына в Ямской слободе; в Зарайске моленная поморцев была построена в 1811 г. во дворе домовладения купчихи Белоусовой; в Егорьевске деревянная моленная постройки 1806 г. стояла в огороде помещика Буянова. Немало моленных имелось в Егорьевском у.: в деревнях Новопосёлки и Глуховская - с 1820 г., Угорная Слобода и Комлево - с 1818 г., Акатово и Соколово - с 1822 г., Рыжово - с 1821 г.; в деревнях Лунинская, Агрисково, Русанцево и Дмитриевцы моленные существовали «с давних пор». Все они были деревянными, построенными по типу часовен, крышу венчал купол с крестом, внутри были украшены иконами и хоругвями. В Скопине деревянная моленная существовала с 1823 г. в огороде мещанина А. Черных. В Ямской слободе в Касимове моленная действовала с 1763 г., это была деревянная изба в огороде ямщика И. Кириллина. В Пронске деревянная моленная существовала с 1813 г., при ней был устроен в 8 комнатах приют для бедных, престарелых и увечных; моленной заведовал Е. М. Рукавцов. В Пронском у. имелась деревянная моленная в огороде пашенного солдата К. Степанова. В Спасском у. в селах Шатрище и Федосеева Пустынь действовали деревянные моленные постройки кон. XVIII в.; в Федосеевой Пустыни моленная принадлежала беглопоповцам. В с. Дегтяном Спасского у. моленная располагалась в деревянной пристройке к дому крестьянина К. Игнатьева, появилась в 1817 г. В с. Ижевском моленная при доме крестьянина И. Ефимова была построена в 1810 г. Местные староверы пользовались поддержкой крупных старообрядческих центров в Москве - Рогожского и Преображенского кладбищ. 19 апр. 1833 г. власти закрыли моленные в деревнях Русанцево и Угорная Слобода Егорьевского у. По ведомости о сектах и расколах по уездам Рязанской губ. за 1844 г., количество моленных сократилось до 14.
Во 2-й пол. XIX в. в Рязанском крае были известны общины белокриницкого согласия (см. Белокриницкая иерархия), в т. ч. неокружников (см. в ст. «Окружное послание» 1862 г.), беглопоповцев, поморцев, спасовцев, федосеевцев и филипповцев. Преобладающим было и остается белокриницкое согласие (Русская православная старообрядческая церковь). В сер. XIX в. в Рязанской губ. жил 6461 старообрядец (3792 поповца, 2669 беспоповцев). После появления в 1846 г. и упрочения Белокриницкой иерархии число старообрядцев в Рязанской губ. возросло. В 1863 г. здесь жили 7864 старообрядца, в 1870 г.- 11 165, в 1884 г.- 15 078, к концу столетия - 14 585 старообрядцев (8578 последователей белокриницкого согласия, 989 беглопоповцев, 5018 беспоповцев); к нач. XX в.- ок. 14 тыс. старообрядцев (в т. ч. 5583 чел. в Егорьевском у., 3388 - в Рязанском у., 1856 - в Пронском у., 1278 - в Спасском у., 1165 чел. в Сапожковском у.).
После принятия 3 мая 1883 г. закона «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» в уездных городах Рязанской губ. складывались крупные старообрядческие общины, их покровителями были местные фабриканты и купцы - старообрядцы. Наиболее влиятельными членами белокриницкого согласия в Рязанской губ. были выходцы из крестьян дер. Деевой Рязанского у. братья Масленниковы - купец и лесопромышленник Феодот Игнатьевич и его братья Григорий и Кирилл (в 1894 они зарегистрировали Торговый дом братьев Масленниковых, его уставной капитал был одним из самых крупных в губернии, а деятельность простиралась за ее пределы). В дер. Лаптевой Рязанского у. покровителем местных поморцев был фабрикант И. К. Лаптев. В дер. Верее братья Сомовы поддерживали неокружников. В Егорьевске представители богатых старообрядческих семей занимали мн. общественные должности. Старообрядцы все чаще оказывались наиболее богатыми и образованными людьми в губернии.
В нач. XX в. в Рязанской губ. действовали старообрядческие моленные: в Егорьевске, в деревнях Поповка, Соколово, Акатово, Русанцево, Угорная Слобода (Егорьевский у.), Каверино, Селезнёва, Деева, Потапово, Лаптева, в с. Ямская Подгородная Слобода (Рязанский у.), в селах Дегтяное, Ижевское, Исады, Федосеева Пустынь (Спасский у.), Семенск, в Архангельской слободе, в дер. Кутуково (Пронский у.), в селах Чембор, Коровка, в дер. Александровке (Сапожковский у.), в с. Муравлянка Скопинского у. Старообрядцы не ставили моленные на открытых местах, ближе к кон. XIX в. при моленных начали строить колокольни. В дер. Лаптевой у поморцев была моленная с колокольней, при моленной имелась богатая б-ка. Моленная в дер. Деевой располагалась в доме купца Масленникова; попечитель организовал при моленной хор мальчиков, певший по крюкам, хором руководил старовер из Гуслицы.
В 1905 г. в Рязанской губ. жили 15 010 старообрядцев всех согласий, действовали 36 молитвенных домов. В 1906-1916 гг. Рязанское губернское правление зарегистрировало 12 общин староверов; к 1917 г. в губернии имелось 6 храмов, 43 молитвенных дома, скит в Егорьевском у., старообрядческая школа. В 1915 г., по официальным данным, в губернии жил 22 201 старообрядец, наиболее многочисленным было белокриницкое согласие, почти во всех уездах жили беглопоповцы, число к-рых было меньше, чем число белокриницких, и беспоповцы.
В 1907 г. была учреждена Рязанская и Егорьевская епархия Белокриницкой иерархии, епархию возглавил еп. Александр (Богатенков). В 1904 г. Ф. И. Масленников приобрел в Рязани землю под старообрядческое кладбище, в следующем году обратился в Рязанское губернское правление с прошением разрешить постройку старообрядческого храма. К 1910 г. завершилось возведение ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 1-м настоятелем в 1910 г. стал прот. Еразм Иванович Пчелин. В 1903-1907 гг. на средства Ф. И. Масленникова была построена ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Селезнёве (бывш. дер. Селезнёва) Рязанского у. В храм из Москвы привезли икону Покрова Богородицы, ставшую местной святыней. Поднятие колоколов на селезнёвскую звонницу было одним из важных событий в жизни староверов Рязанской губ.
В мае 1910 г. старообрядческая община в Рязани получила регистрацию. 21 нояб. состоялось 1-е собрание, на котором председателем общины избрали Ф. И. Масленникова. На этом же собрании председатель объявил о пожертвовании общине в вечное владение храма с колокольней и 2-этажного дома причта. При рязанском храме существовала богадельня на 5 женщин, содержавшаяся на средства братьев Масленниковых. Имелась воскресная школа, где детей из старообрядческих семей (не более 5 чел.) учили читать Псалтирь и петь по крюкам. В Рязань приезжали известные старообрядческие начетчики И. А. Лукин и Д. С. Варакин. Со временем общины белокриницкого согласия были зарегистрированы в Егорьевске, Пронске, в селах Селезнёво, Семенск (Пронского у.), Коровка (Сапожковского у.), Сосновка (Зарайского у.).
После революционных событий 1917 г. Скорбященский храм продолжал действовать, в 1923 г. в общине числилось 67 чел. Свящ. Еразм Пчелин в 1924 г. был переведен в Егорьевск, отошедший Московской губ. В июле 1925 г. настоятелем храма в Рязани стал прот. Димитрий Варакин, старообрядческий деятель, писатель и начетчик; ранее он служил 2-м священником в Скорбященском храме, в годы гражданской войны являлся помощником еп. Александра (Богатенкова), местоблюстителя архиепископского престола. В 20-х гг. XX в. отмечалось увеличение численности паствы рязанского храма. В 1928 г. прот. Димитрия перевели в Богородск. Последним священником в Скорбященском храме был Тимофей Димитриев, расстрелянный 12 февр. 1937 г. В том же году Скорбященский старообрядческий храм был закрыт и разграблен, часть икон и богослужебных книг спасли прихожане, службы стали совершаться в доме Е. И. Масленникова. В сер. 30-х гг. XX в. погиб Ф. И. Масленников. Покровская старообрядческая ц. действовала до кон. 30-х гг. XX в., после смерти служившего в ней священника была закрыта. Моленная беглопоповцев в Каверине в 1934 г., после смерти священника, перестала существовать. В дер. Лаптевой в 30-х гг. закрыли и отдали под клуб детдома моленную поморцев, община не распалась, проводила моления в доме наставника спасовцев П. А. Любакова, куда были перенесены иконы. В кон. 30-х гг. беспоповцы в регионе перешли на нелегальное положение.
В 1945 г. власти выявили в Рязанской обл. 8 старообрядческих общин разных согласий. В этом году в Совет по делам религ. культов по Рязанской обл. поступило 4 ходатайства об открытии староверческих моленных: из Ермишинского (федосеевцы, 60 чел.), Пителинского (федосеевцы) и Клепиковского (белокриницкое согласие, 200 чел.) районов. Было удовлетворено 1 ходатайство - федосеевцев из с. Высокие Поляны Пителинского р-на, 9 окт. 1945 г. им передали в бесплатное пользование одноэтажное здание молитвенного дома; в марте следующего года руководитель общины А. А. Глухова просила облисполком закрыть моленную в связи с малочисленностью общины.
16 июля 1945 г. в Рязани верующим был передан Скорбященский храм, его община насчитывала более 100 чел. 24 мая 1946 г. открылся старообрядческий храм в дер. Селезнёвой Клепиковского р-на, осенью того же года была зарегистрирована община. Скорбященский храм восстанавливался силами общины. Московская архиепископия по просьбе прихожан прислала свящ. Владимира Фомичёва, на Пасху 1949 г. служба проходила уже в храме. Свящ. Владимир служил в Рязани более 20 лет, после его ухода на собрании прихожан в качестве кандидата на рукоположение был избран Игнатий Иванович Кондратьев, 26 авг. 1967 г. он был рукоположен во иерея и служил в Скорбященском храме до своей кончины в 1979 г. В кон. 70-х гг. XX в. община состояла из 200 чел., в основном это были переселенцы из деревень; мужчины составляли не более 20% прихожан. В янв. 1977 г. храм ограбили, исчезло много ценных предметов. В 1979 г. окормлять рязанский приход было поручено свящ. Леониду Гусеву, служившему в церкви в с. Рытове, недалеко от Мурома, в нач. 80-х гг. он совершил малое освящение рязанского храма, восстановленного после ограбления,- в честь Успения Пресв. Богородицы. 25 июля 1990 г. решением Рязанского городского совета народных депутатов старообрядческой общине были переданы 4 здания, построенные Ф. И. Масленниковым. Покровский старообрядческий храм в Селезнёве также передан РПСЦ.
О беспоповцах в Рязанской обл. во 2-й пол. XX в. сведений почти нет. В 40-60-х гг. общины федосеевцев, филипповцев, а также неизвестных согласий подавали ходатайства о регистрации, но из-за внутренних разногласий и малочисленности не всегда получали разрешения. К 1962 г. в с. Царёве действовали 2 моленные беспоповцев, оба здания были ветхими (одна моленная была закрыта в том же году), общины насчитывали не более 20 чел. В наст. время на территории Р. о. сохраняются отдельные малочисленные последователи беспоповских согласий; по устным свидетельствам, мн. поморцы стали прихожанами московской поморской общины.
В 2011 г. в Рязани была зарегистрирована церковь Сурб-Григор-Лусаворич Новонахичеванской и Российской епархии.
Долгое время католики и лютеране появлялись в Рязанском крае эпизодически, это были иностранные специалисты, офицеры и купцы. Постоянное инославное население сформировалось к кон. XVIII в., в 1812-1814 гг. Рязанская губ., как и другие регионы Центр. России, стала местом пребывания военнопленных наполеоновской армии. Увеличение постоянного католич. населения в Рязанской губ. связано с вхождением в состав России Царства Польского и с появлением в регионе поляков-военнослужащих, до нач. XX в. составлявших подавляющее большинство католиков края. Почти все местные католики жили в Рязани и в крупных городах: Скопине, Зарайске и Егорьевске. В 1853 г. католич. община Рязанской губ. насчитывала 347 чел., в 1913 г.- 1832 чел. (ок. 0,1% населения). Немногочисленную, но заметную часть католиков во 2-й пол. XIX - нач. XX в. составляли ссыльные: участники польск. восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг., а также совершившие незначительные политические и уголовные преступления. В 1893 г. в Рязани был освящен костел (строительство полностью завершилось в окт. следующего года). Во время первой мировой войны число инославных христиан в регионе значительно возросло в связи с наплывом беженцев и размещением военнопленных (осенью 1916 - более 12 тыс. чел.).
В нояб. 1935 г. костел был закрыт, имущество конфисковано, ризничий отказался выдать церковную утварь, за что был арестован; здание передали художественному уч-щу. Во время Великой Отечественной войны и сразу после ее окончания на территории Р. о. содержались военнопленные немцы и венгры (к нач. 1946 - 16 433 немца и 848 венгров), работавшие на стройках и в сельском хозяйстве. В лагере находились католич. священники Антоний Пиотровский (капеллан Армии Крайовой) и Рафаил Керницкий, тайно служившие мессы для заключенных.
Приходская жизнь католиков в Р. о. возобновилась в 90-х гг. XX в. В апр. 1999 г. был зарегистрирован приход в Рязани, вошедший в Архиепархию Божией Матери в Москве, 26 марта 2018 г. костел был передан в собственность прихода, 15 апр. 2018 г. архиеп. Паоло Пецци отслужил в нем 1-ю мессу.
Формирование лютеран. общины (см. Лютеранство) в Р. о. началось в кон. XVI в., она состояла преимущественно из принявших российское подданство немцев и никогда не была большой. В 1850 г. в губернии (преимущественно в Рязани и в неск. крупных городах) проживало 187 лютеран, к 1913 г.- 439 лютеран; лютеране могли занимать руководящие посты в губернии. В 1822 г. был создан Тамбовско-Рязанский евангелическо-лютеранский приход для верующих Тамбовской и Рязанской губерний, с 1832 г. приход относился к Московскому консисториальному округу. В 1843 г. производитель зеркал К. Хенеке отдал в пользование общине один из флигелей своего дома в Рязани на Абрамовской ул. 22 июня 1862 г. произошло освящение ц. во имя Св. Марии, ставшей 1-м неправосл. богослужебным зданием в городе. В 1904 г. в приходе было зарегистрировано 615 прихожан, преимущественно немцев, а также эстонцев и латышей. В связи с малочисленностью прихожан, а также с их разбросанностью по неск. губерниям пастор не жил в Рязани, но ездил по региону и проводил богослужение в частных домах (в 1911 и 1912 обязанности пастора исполнял Ю. Т. Фастена, живший в Воронеже, в 1914 - А. П. Беркгоф, находившийся в Тамбове). После 1917 г. Тамбовско-Рязанский евангелическо-лютеран. приход был упразднен, его собственность национализирована. Вместо него было создано Рязанское религиозное об-во евангелическо-лютеран. вероисповедания, пастор не должен был постоянно проживать в Рязани. Численность немцев, традиционно представлявших это вероисповедание в регионе, значительно сократилась, при переписи населения в 1926 г. в Рязани о своей национальности заявили 46 немцев (а также 44 латыша). Долгое время лютеран. приход действовал в виде отдельных религиозных обществ евангелическо-лютеранского вероисповедания и еще в 1924 г. числился в Московском синодальном окр. Евангелическо-лютеранской Церкви в СССР. По-видимому, между 1929 и 1935 гг. рязанская лютеран. община прекратила существование, в здании лютеран. церкви разместился магазин «Пчеловодство».
Возрождение лютеран. прихода началось в 90-х гг. XX в. Базой для него стало Рязанское общество нем. культуры «Начало», отдельные члены к-рого посещали евангелическо-лютеран. приход в Коломне. Кроме того, в Р. о. насчитывалось более 200 респондентов миссии «Служение лютеранского часа», активно продвигавших идею реанимации лютеранства в Рязани. В кон. 90-х гг. XX в. историческое здание лютеран. церкви было передано местной церкви евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Осенью 2004 г. между об-вом «Начало» и миссией была достигнута договоренность о воссоздании в Рязани евангелическо-лютеранского прихода Св. Марии (зарегистрирован в 2006). Службы сначала проходили в помещении Музея истории молодежного движения и в Рязанском центре нем. культуры, с 2006 г.- только в центре немецкой культуры. В 2006 г. приход Св. Марии стал одним из инициаторов создания новой российской евангелическо-лютеранской юрисдикции - Евангелическо-лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ).
Первые упоминания о баптистах в регионе относятся к 1913 г. Л. С. Тарасов собрал 1-ю баптист. общину в с. Дягилеве, 16 окт. 1918 г. община баптистов была зарегистрирована и получила от властей здание лютеран. церкви в Рязани. В то же время в городе действовала община евангельских христиан во главе с А. М. Бородиным, в 1929 г. общины объединились. В 30-х гг. орг-ции баптистов и евангелистов перешли на нелегальное положение. Их офиц. деятельность возобновилась в послевоенное время. 7 авг. 1945 г. рязанская община ЕХБ официально была восстановлена, в 60-70-х гг. XX в. молитвенный дом находился в пос. Мервино.
В кон. 80-х гг. деятельность общин баптистов и евангелистов активизировалась. 14 апр. 1992 г. общине ЕХБ вновь было передано здание бывш. лютеран. церкви в Рязани. В этот же период в городе получили регистрацию новые общины баптистов и евангелистов. В 1990 г. Автономная церковь ЕХБ приобрела здание дореволюционной постройки на ул. Первые Бутырки, в 2000 г. построила новое здание по адресу: ул. Вторые Бутырки, д. 9а, в к-ром были устроены молитвенный дом и б-ка. С 1995 г. церковь издавала газ. «Луч Евангелия», распространявшуюся бесплатно.
В 90-х гг. XX в. в Рязани начали свою деятельность адвентисты седьмого дня, в 1996 г. был построен молитвенный дом с воскресной школой на ул. Интернациональной. В 2005 г. в Рязани получила регистрацию община мормонов.
Одно из первых упоминаний об иудеях на Рязанщине относится к 1812 г., когда по инициативе губернатора был произведен «разбор» евреев для их принудительного выселения. До 60-х гг. XIX в. иудеи в регионе были представлены евреями-солдатами, отбывавшими рекрутскую повинность, а также ремесленниками, временно выезжавшими за черту оседлости для обучения и демонстрации ремесла, что разрешалось Положением о евреях 1835 г. В 1853 г. в регионе насчитывалось 73 иудея, в 1857 г.- 144 иудея.
Во 2-й пол. XIX в. иудейское население в регионе увеличилось, что было связано с расширением возможности трудоустройства евреев во внутренних российских губерниях. К 1900 г. в Рязанской губ. (в основном в Рязани, Егорьевске и Скопине) жили 1935 евреев, из них ок. 40% были военнослужащими, столько же занимались производством и ремесленной деятельностью, ок. 7% вели торговлю, ок. 3% евреев были связаныс интеллектуальным трудом. В 1904 г. в городе открылся завод сельскохозяйственных машин братьев И. и Б. Левонтиных, на к-ром работало ок. 400 чел.; почти половина рязанских купцов 1-й гильдии были иудеями. Местные предприниматели видели в евр. буржуазии конкурентов и нередко требовали от властей выселения иудеев; эти претензии обычно не имели последствий. В 1883 г. в Рязани была построена синагога, в 1903 г. возведено новое каменное здание. В 1907 г. община обратилась с просьбой о разрешении строительства новой миквы (места для ритуальных омовений), в просьбе было отказано.
Вскоре после издания 17 окт. 1905 г. манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» по стране прокатилась волна погромов, в т. ч. еврейских. В Рязани погромы прошли 23 и 24 окт. 1905 г., особенно пострадала ул. Почтовая, на к-рой располагались крупнейшие магазины города, в т. ч. заведения неск. крупных евр. предпринимателей; большинство пострадавших были торговцами-иудеями и их сотрудниками. В Егорьевске погром был 23 окт., из 76 пострадавших 15 были евреями, один - неизвестной национальности, остальные - русскими. Погромы не привели к уменьшению численности иудеев в губернии, в 1906-1910 гг. наблюдался небольшой рост числа евреев, в 1911 г. число евреев в губернии уменьшилось в 2 раза из-за перевода военнослужащих в др. регионы. Рубеж XIX и XX вв. связан с распространением в стране идей сионизма, к-рые не обошли стороной и рязанскую общину: в 1900 г. в Рязани появился небольшой кружок сионистов под рук. предпринимателя и инженера И. Левонтина. В 1893-1916 гг. в губернии приняли крещение 89 иудеев (из них 34 ребенка). Во время первой мировой войны число иудеев в регионе росло за счет беженцев из прифронтовых губерний, в Рязани действовало отд-ние Еврейского комитета помощи жертвам войны. В годы войны центральные и местные органы власти делали нек-рые уступки, позволяя иудеям исполнять религ. обряды (несмотря на действие «сухого закона», в февр. 1915 Совет министров разрешил евр. молельням и синагогам приобретать для пасхальных обрядов вино, осенью 1916 военный министр освободил от работ военнопленных иудеев в праздники Судного дня и Кущей).
После Октябрьской революции 1917 г. синагога в Рязани продолжала действовать, в 1919-1921 гг. в городе существовала «еврейская советская школа», в 1920 г. в ней учились ок. 100 детей. 5 мая 1930 г. здание синагоги было передано под молочный завод, общине предоставлен маленький дом на Липецкой ул., вскоре рязанская иудейская община фактически прекратила существование.
В 1993 г. в Рязани получила регистрацию евр. религ. община, в 2000 г. ей было передано здание синагоги. В 2016 г. община обменяла историческое здание на Право-Лыбедской ул. на помещение на ул. Татарской. 20 нояб. 2016 г. состоялось открытие Рязанского евр. общинного центра. В наст. время в Р. о. действуют 2 евр. общины в Рязани и одна - в Касимове.
Распространение ислама в Рязанском крае связано с появлением здесь постоянного татар. населения в сер. XV в. В это время Нов. Низовой Городок (до посл. четв. XIV в. Городец-Мещёрский, с кон. XV в. Касимов) стал резиденцией царевичей Касима (Трегуба) и Якуба и центром Касимовского царства; местные Чингисиды были обязаны нести военную службу вел. князьям Московским, сохраняя при этом определенную автономию в управлении своими землями. В 1-й пол. XVI в. в городе появились каменная мечеть и медресе, представители мусульман. элиты владели крепостными, в т. ч. православными. Касимовское царство формально существовало до 1681 г. К XVIII в. Касимов перестал быть центром служилых татар, это привело к сокращению мусульман. населения, часть к-рого уехала в др. регионы, часть приняла Православие (во многом в связи с выходом указов, ограничивавших права помещиков-мусульман). Однако вплоть до нач. XX в. касимовские татары (некоторые исследователи считают их субэтносом), исповедовавшие ислам суннитского толка, были подавляющим большинством среди мусульман края.
В XVIII в. гос-во организовало миссионерскую деятельность среди поволжских татар. В 1731 г. начала работу Казанская комиссия новокрещенских дел, деятельность к-рой распространялась и на Рязанскую епархию, в 1764 г. проповедниками сюда были назначены священники Иоанн Михайлов и Антоний Кондратьев, в 1789 г. на эти должности были назначены протоиереи Стефан Григорьев и Феодор Ипатьев. Новокрещеные татары подвергались преследованиям со стороны местных мусульман («поруганные от владельцев мурз и прежних единоверцев, ходили с семьями, снискивая пропитание Христовым именем»). В XVIII в. касимовские татары переселялись в Москву, С.-Петербург и Поволжье, создавая там диаспоры, к-рые поддерживали связи с Касимовом.
В XIX в. мусульмане оставались самой крупной религ. группой среди неправосл. населения Рязанской губ. Подавляющая часть мусульман была представлена касимовскими татарами, жившими в Касимове и в деревнях к северо-востоку от него, небольшие группы мусульман были в др. уездах губернии. Незначительную часть рязанских мусульман составляли приезжавшие в губернию по различным делам татары, тур. военнопленные и сосланные сюда за совершение незначительных преступлений представители кавказских народов. Число последователей ислама в регионе увеличивалось: в 1853 г. насчитывалось 5133 мусульманина, к 1913 г.- 7901 мусульманин. По переписи 1897 г., большая часть местных мусульман занималась сельским хозяйством и торговлей (56 и 11% соответственно). Среди татар были распространены промыслы, в основном неземледельческие, Касимов называли «лакейской столицей». Современники отмечали экономическое превосходство касимовских татар над правосл. населением региона.
К нач. XX в. в Рязанской губ. имелось ок. 10 мечетей. В Касимове действовали 2 мечети: Ханская соборная (создана в сер. XVI в.) и Новая (построена в 1906). При каждой мечети имелось начальное уч-ще (мектеб), существовали также частные мектебы, обучение велось на татар. языке. В Касимове действовало медресе, созданное в ханский период, в 1867 г. оно переехало в здание, построенное В. Г. и Е. Г. Кастровыми, и получило название «Кастровское училище», обучение шло на арабском, турецком и персидском языках. Несмотря на невысокий уровень преподавания, в касимовском медресе помимо местных жителей обучались дети пензенских и симбирских татар.
На рубеже XIX и XX вв. как мусульм. интеллигенция, так и российские власти стремились к реформированию мусульм. образования. Правительство в первую очередь хотело использовать мусульм. школы для распространения среди татар рус. языка, т. к., несмотря на многовековое проживание в русскоязычной среде, большинство касимовских татар не знало рус. языка. Согласно переписи 1897 г., «русской грамотой» владели ок. 6% касимовских татар (представители обеспеченных семей или желавшие стать муллами). Для распространения рус. языка принимались различные меры. Так, в открывшемся в Касимове в 1896 г. ремесленном уч-ще были предусмотрены льготы для поступления мусульман (это не дало больших результатов - за 5 лет в него поступили только 5 мусульман). После принятия в 1906 г. новых Правил о начальных училищах для инородцев появились общеобразовательные школы, в к-рых наряду с исламом преподавались светские предметы, обязательно изучался рус. язык: 4 русско-мусульманских (по 2 мужских и женских) начальных уч-ща в Касимове и земская одноклассная школа в с. Торбаеве. Для мусульман реформирование традиционных образовательных учреждений было связано с распространением новых идей: пантюркизма, призывавшего к национально-религ. объединению татар, и джадидизма, стремившегося уделять в школах большее внимание светским предметам и распространению нового, звукового, метода в изучении татар. языка. Учебные заведения, принимавшие эти идеи, получили название «новометодных». Такими были появившиеся в кон. XIX в. мужское и женское мектебы в с. Болотцы (недалеко от Касимова).
В Рязанском регионе во 2-й пол. XIX в. не было массовых отпадений от правосл. Церкви крещеных инородцев (что было характерно для др. регионов). Тем не менее вызванная процессами отпадения от Православия активизация миссионерской деятельности среди татар-мусульман не обошла стороной местных мусульман, живших фактически в центре страны. В 1872 г. недалеко от Касимова была организована Карамышевская противомусульм. миссия. Результаты деятельности миссии не были значительными: в 1893-1916 гг. в Рязанской епархии в Православие перешли 62 мусульманина, из к-рых 30 были иностранными подданными, 11 - жителями кавказских губерний и только 8 чел.- касимовскими татарами. Случаи массового крещения отмечены в 1915-1916 гг., когда в Православие перешло неск. групп тур. военнопленных. Несмотря на скромные успехи миссии, нельзя говорить о ее провале. В 1905-1909 гг., когда в ряде регионов прошли массовые отпадения в ислам, в Рязанской губ. было зафиксировано только 4 таких случая. Среди положительных результатов миссии отмечалось, что татары чаще стали покупать христ. книги на татар. языке, ослабло отчуждение между русскими и татарами, исчезли нек-рые предубеждения татар по отношению к христианству. После революции 1905-1907 гг. в Касимове начали издаваться татар. газеты «Ан» и «Чаглы», появился театр «Чулпан».
На рубеже 20-х и 30-х гг. XX в. положение мусульман в Рязанском крае серьезно изменилось. Все мечети были закрыты, в Ханской мечети в Касимове с 30-х гг. XX в. размещался краеведческий музей, минарет Новой мечети был разобран, здание мечети передано под городской клуб, затем под цеха пищекомбината, позднее под кинопрокат. В 1935 г. городской орг-ции «Жилкомхоз» перешло здание медресе. С 30-х гг. XX в. мусульм. община в городе официально не существовала, обряды совершались тайно.
Возрождение ислама в регионе началось в 90-х гг. XX в. В 1996 г. здание Новой мечети было возвращено Касимовской мусульм. общине, в 1999 г. в ней возобновилась молитвенная жизнь, в 2002 г. община получила здание медресе. В 1997 г. были возрождены мечети в селах Подлипки и Бастаново, в 2004 г.- в с. Азееве. В 2013 г. решением арбитражного суда Рязанской обл. Ханская мечеть была передана Духовному управлению мусульман европ. части России (ДУМЕР).
По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Р. о. насчитывалось 14 560 мусульман, большую часть к-рых составляли мигранты из Кавказского и Среднеазиатского регионов и их потомки. В наст. время в области действует не менее 7 мусульм. орг-ций и групп, входящих в ДУМЕР и Российскую ассоциацию исламского согласия (РАИС). Функционируют 4 мечети и 3 молельные комнаты, объединенные в Духовное управление мусульман Р. о. (Рязанский Мухтасибат).